Что такое школьная служба медиации (ШСМ)?
Школьная служба медиации – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
Медиация – переговоры между конфликтующими сторонами с участием посредника – медиатора – с целью поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.
Медиатор - независимое лицо, оказывающее помощь конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого решения, которое впоследствии удовлетворит их интересы и потребности.
Внимание!
Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давления со стороны
ЕСЛИ ВЫ:
- Поругались или подрались
- Вас обидели или обокрали
- Вас оскорбляют или обижают в классе и т.п.
ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В ШКОЛЬНУЮ СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ!
Работа службы направлена на помощь ученикам гимназии в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.
Люди, ведущие примирительную встречу (медиаторы) не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами, ответственность за принятие решения в процессе медиации будет возложена на конфликтующие стороны.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой:
- Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту);
- Стороны стремятся разрешить конфликтную ситуацию;
- Информация о ситуации не передана (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие куратора ШСМ.
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к школьному медиатору или куратору, объяснить свою конфликтную ситуацию.
После этого медиатор встретится с другим участником конфликта для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, медиатор проводит примирительную встречу, на которой обсуждаются следующие вопросы:
- каковы последствия ситуации для обеих сторон;
- каким образом разрешить ситуацию;
- как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба.
На встрече выполняются следующие правила:
- Не перебивать – у каждого есть возможность быть выслушанным до конца. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Конфиденциальность. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
- Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день, поговорить с медиатором наедине.
- Медиатор может остановить встречу и поговорить с кем-то из участников наедине.
Конфликт – это не всегда однозначно отрицательная ситуация. Это противостояние различных позиций, что является совершенно естественным процессом, постоянно возникающим в жизни каждого человека. Важно здесь то, каким способом происходит разрешение конфликта, и каковы его последствия. Цепочка не разрешенных эффективным образом конфликтов может привести к возникновению более тяжелых последствий, вплоть до правонарушений и полного разрушения отношений между людьми. Правильное разрешение конфликта возможно, если между сторонами происходит диалог, в ходе которого они высказывают друг другу свои претензии и переживания и принимают совместное решение о том, как разрешить ситуацию сейчас и как сделать так, чтобы она не повторялась.